Анонс тренингов: В данном разделе новостей нет.
— Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
О себе
Психологические тренинги
Тренинги НЛП
Бизнес тренинги
РАСПИСАНИЕ И ЦЕНЫ
Книги
Обратная связь
Контакты

 


ФОТО С ТРЕНИНГОВ

НАШИ РАССЫЛКИ

 Новости, Aфоризмы, Метафоры
Анекдоты, Вебинары и т.д.

 Посмотрите и выберете те, что нравятся Вам.
Новые статьи
  • Стены и мосты

    Есть знакомая пара. 
    Я их знаю много лет. Всю молодость они искали себя.

  • Равенство без признаков адекватности
    Мужчины и женщины равны! 
    И не спорьте, так написано в Конституции, и любая феминистка зубами загрызёт мужика, назвавшего женщину слабой. 

  • Сыноводство
    Чтобы не мучиться «свиноводством» - это когда из сына уже вырос свин -  полезно заниматься «сыноводством», 
    пока есть шанс воспитать из маленького мальчика достойного мужчину. 


  • Делай только то, что хочешь
    Многие психологи хором советуют – делай только то, что хочешь! 
    Никогда не пел в хоре, и сейчас спою от себя. 

  • «Сильная женщина» - понятие-пустышка
    Нет никаких чётких формулировок, что такое «сильная женщина». 
    Точнее, каждый подразумевает что-то своё, можно вкладывать любой смысл, который хочется. 

  • Пять неверных, но полезных мыслей

    Пользу можно находить почти во всём. Множество идей и рассуждений  ложны, но, как ни странно, могут быть полезны. 
    Рассмотрим пять популярных утверждений. 


Блог
06.11.23 | 10:59
25.10.23 | 23:50
11.07.23 | 17:07
09.07.23 | 16:48
05.05.23 | 16:33



Все статьи,
размещённые на сайте


Просто хорошая жизнь

Жизнь без страха - это
другая жизнь!








 

О себе  |  Психологические тренинги  |  Тренинги НЛП  |  Статьи  |  Бизнес тренинги  |  РАСПИСАНИЕ И ЦЕНЫ  |  Анонс  |  Книги  |  Обратная связь  |  Новости  |  Блог  |  Афоризмы и короткие анекдоты  |  Метафоры на все случаи жизни  |  Статьи по психологии  |  Статьи об отношениях мужчин и женщин  |  Статьи по бизнесу и праву  |  Все интересные статьи  |  Практическая психология  |  Вопросы и ответы.  |  Интернет-магазин  |  Обратная связь  |  Карта сайта  |  Фотоальбом  |  Гостевая книга  |  Вопрос-ответ (FAQ)  |  Бесплатные консультации по уголовным делам  |  Опросы  |  Подписка  |  База знаний  |  Контакты  |  Защита бизнеса от уголовного преследования  |  Как продвигать психологические и бизнес трениги  |  Нижнее меню  |  Индивидуальная психологическая помощь  |  Услуги юриста  |  Поиск  |  Тесты  |  Статьи  |  Описание начинающихся тренингов  |  Подкасты  |  Видео с тренингов и вебинаров  |  Новая страница

Главная / Ювенальная юстиция

Проблема подростковой агрессии и ее исследования в контексте судебно-психологической экспертизы

Т.Н. Рагрина,
судебный психолог,
старший эксперт
ЮРЦСЭ МЮ РФ

Проблема подростковой агрессии и ее исследования в контексте судебно-психологической экспертизы
 
В последнее десятилетие судебная статистика зафиксировала стабильный рост показателей как абсолютного числа несовершеннолетних осужденных, так и коэффициента судимости, что свидетельствует о криминализации подростковой среды. Кроме того, наблюдается увеличение доли преступлений, совершаемых подростками в возрасте 14-15 лет. Происходит примитивизация сознания подрастающего поколения, преобладают эгоизм, безответственность, социальная пассивность, духовная ограниченность. Усваиваются упрощенные, наиболее доступные способы достижения целей, основанные на применении силы, агрессии. Нарушается формирование социально значимых чувств и качеств, искаженно понимаются чувство долга, патриотизм, героизм, изменяются ориентиры поведения, ослабляются социальные связи. По нашей практике, большинство поступающих на экспертизу подростков, совершивших насильственные преступления (речь идет о  не страдающих психическими расстройствами), как правило, обнаруживают дефекты социализации той или иной степени выраженности. Значима представленность подростков из социально неблагополучных семей, неполных, многодетных, взрослые члены семьи нередко алкоголизированы, воспитание по типу гипоопеки, эмоционального отвержения, что сказываются на социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Очевидный риск искажения ранней социализации создают такие факторы, как семейное неблагополучие (наличие эмоционального конфликта между родителями, их противопоставленность, враждебное отношение подростка к отцу - чаще асоциальному, агрессивному); отключенность подростка от источников положительного влияния; неформальное окружение, стихийные группы, в которых происходит не только наблюдение агрессивных способов разрешения конфликтов, но и приобретение навыков такого поведения; ранняя алкоголизация и приобщение к употреблению наркотических препаратов. Подростки из внешне благополучных семей, вступающие в противоречие с законом, объективно обнаруживают слабость внутрисемейных связей, несформированность привязанностей. Контроль со стороны родителей формален, воспитательные воздействия бессистемны, противоречивы. Существует мнение, что одним из основных источников агрессивности, которая может впоследствии принимать криминальный характер, является неспособность родителей построить зависимые отношения.
 Подэкспертная С., 17 лет. Направлена на СПЭ в связи с убийством отца. По специальности токарь. Мать вела аморальный образ жизни, ушла из дома. Отец в течение длительного времени алкоголизировался, в состоянии опьянения в агрессивной манере “воспитывал” С., был недоволен ее сожительством с М. Последний упрекал С., что та не может за него постоять. Взяв нож, С. вызвала отца и стала наносить тому удары по различным частям тела. Затем вложила умершему в руку нож и попыталась инсценировать сексуальное посягательство. Комплексное психолого-психиатрическое исследование не обнаружило у С. психических нарушений. Характерными для С. оказались замкнутость, социальная пассивность, трудности в межличностных контактах, зависимость от объекта привязанности с легко возникающим чувством враждебности при отвержении, а также эмоциональная неустойчивость, гневливость, злопамятность, эгоцентричность, слабость семейных связей, враждебное отношение к родителям.
 Поэкспертная Н., 16 лет. Поступила на экспертизу в связи с соучастием в убийстве своей бабушки. Эмоционально близких отношений ни с матерью, ни с отцом не сформировалось. Родители в разводе. Отношения с отчимом не сложились, ушла жить к бабушке. Стремилась освободиться от контроля, вела праздный образ жизни, имела сомнительные знакомства, из-за чего часто конфликтовала с бабушкой. После угрозы бабушки отправить ее жить к матери высказала малознакомому К. намерение “избавиться” от бабушки. Убийство совершили ночью. Н. устранила собак, впустила К. в дом и передала приготовленный топор. Труп и следы преступления скрыли. Продолжали проживать в доме бабушки. После задержания всю вину Н. переложила на К., пыталась представить себя его заложницей. Психологическое исследование выявило акцентуацию характера Н. по эпилептоидному типу, а также выраженную тенденцию к доминированию, независимости, самонадеянность, эгоистичность, слабость семейных связей, отсутствие привязанностей, эмоциональную холодность к близким.
 При проведении СПЭ н\л обвиняемого агрессивность подростка становится одним из предметов исследования. Имеют значение уровень агрессивности, степень выраженности, место этой черты в структуре личности, наличие и эффективность внешних и внутренних сдерживающих механизмов. При решении экспертных вопросов важным является соотнесение агрессивности как свойства личности и агрессии как формы поведения в конкретных условиях деятельности. При этом анализу подвергается вся ситуация правонарушения и поведение в ней подростка, в том числе мотив проявления агрессии, ее направленность, интенсивность, обусловленность. Анализ дел подростков, прошедших экспертизу по поводу совершения преступного деяния, связанного с насилием, позволяет выделить следующие категории: 1) грабежи и разбой, 2) изнасилования и насильственные действия сексуального характера, 3) причинение вреда здоровью (телесные повреждения), 4) убийства. Преступления двух первых категорий совершались подростками преимущественно в группе. Подростки действовали с разной степенью активности, нередко под руководством более старших участников группы, но во всех случаях проявленная агрессия не провоцировалась жертвой (т.е. инициатива исходила от самого преступника), была направлена на конкретное лицо, имела целевой характер (чаще всего устрашающий) и по типу ее можно отнести к инструментальной. Подростки выявляли бедность и нестабильность эмоциональных привязанностей, низкие эмпатийные способности, агрессивную манеру самоутверждения в сочетании с социальной незрелостью, скудностью ценностных образований. Преступления двух других категорий в основном были связаны с конфликтом, затрагивающим субъективно значимые ценности, потребности, отношения подростка, что изменяло его эмоциональное состояние. Как правило, это было оскорбление либо угроза, опасность (для самого подростка и его близких - чаще матери). Доля заранее спланированных преступлений по этим категориям невелика. Преобладающую часть составили преступления, совершенные подростками импульсивно в сложной ситуации, которая предъявляла завышенные требования к их психике, возможностям саморегуляции, адаптивным ресурсам, социальному опыту. Индивидуально-психологические особенности не обнаруживали значимого сходства. В равной мере были представлены черты возбудимого типа и сензитивные, зависимые черты личности с преобладанием тормозимых свойств. Для обеих групп были типичны эмоциональная восприимчивость к воздействиям, уязвимость в трудных условиях. По параметру агрессивности показатели разнились. При невысокой агрессивности внимание смещалось на особенности ситуации.
 Братья Е., 16 лет, и В., 15 лет, совершили убийство отца. Тот длительно злоупотреблял спиртным, в нетрезвом состоянии жестоко обращался с сыновьями, причинял побои жене. Во время очередного скандала, когда отец набросился на одного из братьев с топором, второй, толкнул отца, завладел топором и стал наносить удары. Первый, в испуге за брата, стал бить отца ножом. Экспертиза установила отсутствие у Е. и В. каких-либо психических нарушений, отставания в развитии. Повышенная агрессия была несвойственна  личностной структуре обоих. Никогда прежде они не могли постоять ни за себя, ни за мать из боязни перед отцом. У обоих отмечалась напряженность, связанная с поведением отца в семье, но возможности разрешить конфликт не имелось. Оба были привязаны к матери и озлоблены на отца из-за несправедливой грубости и унижений.
 В других случаях, когда агрессия является усвоенной нормой поведения в конфликте, установкой личности, вряд ли можно говорить о доминирующем влиянии ситуационных факторов. Провоцирующая роль жертвы в таких случаях незначительна, формальна. На первый план выходят повышенное самолюбие, агрессивная манера самоутверждения, конфликтность, низкая степень развития совести, враждебность, нестабильность ценностных образований. У данной категории преступников преобладают экспрессивные, псевдоморальные формы агрессии и инфантильно обусловленная агрессия.
 Подросток Т., 17 лет, обвинялся в убийстве женщины. Семья социально неблагополучная: отец наркоман, мать злоупотребляет алкоголем. Воспитывался бабушкой в условиях безнадзорности. В школьном коллективе не адаптировался. Мстил сверстникам за обиды. После перевода во вспомогательную школу с психолого-педагогической коррекционной программой учебу оставил, ушел из дома. Ночевал на улице, вокзалах, у случайных знакомых из асоциальной среды. В 14 лет вступил в фактические брачные отношения, но в семье не ужился. Алкоголизировался с 13 лет. Убийство совершил  в состоянии опьянения, в результате незначительной ссоры. Экспериментально установлен преобладающий усвоенный агрессивный стереотип реагирования в затруднительных ситуациях, повышенная готовность при возникновении конфликта применять агрессию по отношению к окружающим, уязвимое самолюбие, враждебность, подозрительность.
 Нельзя не отметить, что исследование агрессивности подростка нередко затруднено особенностями возрастного периода. Известно, что пубертатный кризис обусловлен биологическими изменениями и психологическими противоречиями, деформирующими процесс становления личности. В подростковом возрасте агрессия включена в специфические реакции (эмансипации, группирования, имитации, гиперкомпенсации). В этот период, когда самооценка неустойчива, жизненный и социальный опыт недостаточен, установки “шатки”, негативизм повышен, поведение легко дестабилизируется, а процесс социализации нарушается. При неблагоприятном совокупном влиянии ряда внутренних и внешних факторов агрессивные тенденции развиваются, приводя к формированию стойких агрессивных реакций.
 Формы и мотивы проявления агрессии подростков представляют интерес при решении экспертных вопросов, связанных со степенью личностной зрелости несовершеннолетнего правонарушителя. Известно, что детская и подростковая агрессия различны, более того - в пределах подросткового возраста происходит изменение всех форм агрессии. К сожалению, не имеется более дифференцированных данных об уровнях и формах агрессии, а также степени выраженности агрессивности у подростков разных возрастов. Все же есть основания судить о незрелости подростка, в поведении которого преобладают агрессивные реакции и модели поведения, свойственные детям. Это подтверждается и тем, что н/л с психическим инфантилизмом отличаются повышенным уровнем физической агрессии и аутоагрессии. Агрессивность служит для психически незрелых лиц одним из доминирующих механизмов психологической защиты. В ситуации затруднения им несвойственно менять свои реакции и сглаживать конфликт, что свидетельствует о трудностях адаптации, сниженной способности совладания с ситуацией ис воими эмоциональными проявлениями. Повышенные эгозащитные тенденции, агрессивная направленность реакций подтверждают слабость, уязвимость незрелой личности. Психически зрелые законопослушные подростки подобных трудностей практически не обнаруживают. Исследование фрустрационных реакций тестом Розенцвейга у подростков мужского пола, совершивших насильственные преступления, показало, что превалирующей у них является экстрапунитивная (внешненаправленная) манера реагирования с выраженностью тенденции защиты своего “Я”, агрессивное самоутверждение. Интересен тот факт, что у агрессивных правонарушителей даже в ситуации экспертизы не отмечалось маскировочного занижения враждебности. Т.е. реакции не изменялись в соответствии с социальной желательностью, что может быть следствием недостаточной интериоризации норм социально одобряемого поведения в конфликтах и недостаточной критичности к своим собственным реакциям на фрустрацию (отсутствием переживания вины по поводу проявляемой агрессии). Это затрагивает одну из сложных проблем - проблему совести как регулирующего механизма поведения, внутреннего контроля поведения. Степень развития совести выделяется как одна из важных характеристик правонарушителей (наряду с готовностью устанавливать зависимые отношения и силой мотивации к агрессии).
 В настоящее время, при повышенном интересе к исследуемой проблеме, подростковая агрессия все же изучена недостаточно. Практическая психология испытывает дефицит надежных, валидных методов диагностики, позволяющих производить своевременную точную дифференцированную оценку агрессивности подростков. Актуальность таких исследований на данном этапе диктуется объективными процессами развития общества, положением дел в сфере формирующейся новой отрасли - ювенальной юстиции, а также развитием судебной психологии.


 Литература:
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2000.
Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б.// Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков.- М., 2000.
Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск., 1994.
Ениколопов С.Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников.// Дисс...канд. психол. наук. - М., 1984.
Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное поведение. // Вопросы психологии. 1991. № 2.
Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. - М., МГУ., 1999. - 495 с.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М. 2001.
Мялкин В.А. Особенности осознания себя и своих действий несовершеннолетними с психическим инфантилизмом в юридически значимых ситуациях. Автореф. дис.... канд. психолог. наук. - Ярославль, 2001. - 19 с.
 Насилие, агрессия, жестокость. // Сб. научных трудов. ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка. - М., 1990.
 Ситковская О.Д., Конышева , Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. - М., 2001.
 Современное состояние и перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе./ Сб. тезисов по материалам научно-практической конференции. - Ставрополь, 2001. - 153 с.
 Судебная статистика. - М., 1998.
 

 

 

 

 










Посетите наш интернет магазин!

ПЛАТНЫЕ и БЕСПЛАТНЫЕ
АУДИОКНИГИ и другие
полезные материалы


 "Мастер знакомств" - путь к безотказным знакомствам
Знакомьтесь легко с нужными вам людьми!

Новости

Мужчины в первую очередь ценят в женщинах:
  Внешние данные 
  45.64%  (335)
  Личностные качества 
  24.39%  (179)
  Согласие на секс 
  16.89%  (124)
  Ум 
  9.67%  (71)
  Деловые качества 
  3.41%  (25)
Всего проголосовало: 734
Другие опросы

Работает на: Amiro CMS