Анонс тренингов: В данном разделе новостей нет.
— Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.
О себе
Психологические тренинги
Тренинги НЛП
Бизнес тренинги
РАСПИСАНИЕ И ЦЕНЫ
Книги
Обратная связь
Контакты

 


ФОТО С ТРЕНИНГОВ

НАШИ РАССЫЛКИ

 Новости, Aфоризмы, Метафоры
Анекдоты, Вебинары и т.д.

 Посмотрите и выберете те, что нравятся Вам.
Новые статьи
  • Стены и мосты

    Есть знакомая пара. 
    Я их знаю много лет. Всю молодость они искали себя.

  • Равенство без признаков адекватности
    Мужчины и женщины равны! 
    И не спорьте, так написано в Конституции, и любая феминистка зубами загрызёт мужика, назвавшего женщину слабой. 

  • Сыноводство
    Чтобы не мучиться «свиноводством» - это когда из сына уже вырос свин -  полезно заниматься «сыноводством», 
    пока есть шанс воспитать из маленького мальчика достойного мужчину. 


  • Делай только то, что хочешь
    Многие психологи хором советуют – делай только то, что хочешь! 
    Никогда не пел в хоре, и сейчас спою от себя. 

  • «Сильная женщина» - понятие-пустышка
    Нет никаких чётких формулировок, что такое «сильная женщина». 
    Точнее, каждый подразумевает что-то своё, можно вкладывать любой смысл, который хочется. 

  • Пять неверных, но полезных мыслей

    Пользу можно находить почти во всём. Множество идей и рассуждений  ложны, но, как ни странно, могут быть полезны. 
    Рассмотрим пять популярных утверждений. 


Блог
06.11.23 | 10:59
25.10.23 | 23:50
11.07.23 | 17:07
09.07.23 | 16:48
05.05.23 | 16:33



Все статьи,
размещённые на сайте


Просто хорошая жизнь

Жизнь без страха - это
другая жизнь!








 

Ветвистые рога софистов

Рядом с панцирем черепахи, которую так и не догнал быстроногий Ахиллес, находится ещё одна достопримечательность нашего философского музея - целая коллекция тяжёлых, ветвистых рогов.

Нет, это не рога оленей, которых сразил вишнёвыми косточками бравый барон Мюнхгаузен, и не склад печально знаменитой конторы ''Рога и копыта''.

Перед нами рога софистов, призрачные абстрактные рога, которыми они часто награждали друг друга и тех, кто вступал с ними в спор. В повседневной речи ''софист'' - это такое непонятное ругательство, типа ''филистер'' или ''космополит''. Однако, древнегреческие софисты - довольно уважаемые люди, учителя философии, логики и риторики, бравшие высокую плату за свои уроки. А древние греки были практичны и не стали бы платить деньги, кому попало.

У знаменитых софистов учились почтенные граждане и молодёжь. Представим, что у нас подрастает сын или дочь и настало время продолжить обучение в каком-нибудь коммерческом учебном заведении. Как добропорядочные родители, не желающие бросать деньги на ветер, заглянем в аналогичное училище где-нибудь в Афинах и, чтобы присмотреться и прицениться, послушаем разговор опытного софиста с начинающим учеником.

- ''Я и не утверждаю, что всё это именно так, как оно есть, я лишь говорю, что мне, именно мне так кажется. Если тебе кажется иначе - попробуй доказать, что всё обстоит иначе''.

- ''Но я к сожалению не умею доказывать !''

- ''Ты не умеешь доказывать? Тогда возьми урок у меня. Мы давно уже приметили все приёмы, какими философы убеждают народ. Захочешь - докажешь, что стариков надо почитать, а захочешь - докажешь, что их надо поедать. Но имей в виду: стоить это будет недёшево!''

- ''Кто же ты такой, что не учишь, что нам говорить, а учишь, как нам говорить?''

- ''Как бы это сказать? Я не мудрец - обладатель мудрости; не философ - искатель мудрости; я софист - специалист по мудрости''.

Да, с софистами надо держать ухо востро, а то запутаешься и пропадёшь от двусмысленности. Вот и наш воображаемый софист, говоривший с будущим учеником, не успел начать обучение и уже слукавил. Среди софистов было много и мудрецов и философов. Они в совершенстве владели искусством спора и придумали многочисленные логические уловки, которые даже сегодня используют не только философы, но и политики.

Одна из таких уловок была применена против сенатора из штата Флорида, некого Клода Пеппера. Его противник, не обвинив Пеппера по сути ни в чём крамольном, раз и навсегда погубил его карьеру.

''Каждый член конгресса знает, что Клод Пеппер бесстыдный экстраверт. Боле того, есть основания считать, что он практикует непотизм, по отношению к своей свояченице, сестра его была феспиянкой в греховном Нью-Йорке.

Наконец, и этому трудно поверить, хорошо известно, что, до женитьбы, Пеппер практиковал целибат''.

Чтобы Вы не подумали о сенаторе Пеппере ничего дурного, а именно это и случилось с его избирателями, напомним, что ''экстраверт'' - это общительный человек, ''непотизм'' - покровительство родственникам, ''феспиянка'' - поклонница драматического искусства, а ''целибат'' - не что иное, как безбрачие.

Употреби оратор ясные понятия, его ''обвинительная'' речь звучала бы вполне безобидно: ''Каждый член конгресса знает, что Клод Пеппер общительный человек, есть основания считать, что он покровительствует свояченице, сестра его была поклонницей драматического искусства, а до женитьбы Пеппер практиковал безбрачие''.

Уловка, применённая в избирательной компании, конечно же была известна древним софистам. Если против Вас применяется подобная уловка, то необходимо либо самому прояснить смыл незнакомых понятий, либо попросить, что это сделал Ваш оппонент.

Теперь ясно, почему в Древней Греции софистам платили такие большие деньги, что специалист по мудрости Горгий пожертвовал Дельфийскому Храму статую из чистого золота.

Правда многих смущало следующее обстоятельство.

- ''А вдруг случиться так, что дурные люди научаться искусству убеждать и употребят его во вред?!''

- ''Это нас, софистов, уже не интересует. Мы - как кузнец, который продаёт покупателю нож; а зарежет ли тот этим ножом свою курицу, или соседскую свинью, - это нас не касается''.

Вообще софисты были не только хитрыми, но и весёлыми, остроумными людьми. Они придумали много смешных и в то же время очень серьёзных софизмов, которые до сих пор служат своеобразной ''гимнастикой ума''.

Чего стоит знаменитый софизм ''Рогатый''.

- ''То, чего ты не потерял, ты имеешь, верно?!''

- ''То, чего я не потерял? Ну да, верно''.

- ''Ты не потерял рога?''

- ''Нет''.

- ''Успокойся. Если то, что ты не потерял, твоё, рога у тебя есть, носи их на здоровье''.

Вот откуда в нашем философском музее столько всяких рогов. На протяжении веков философы, вспоминая софизм ''Рогатый'', навешивали их друг другу и набралась целая коллекция.

Ну, этот - то софизм ещё можно при желании разгадать, а вот попробуйте решить самый знаменитый и трудный софизм, который называется ''Лжец''.

Однажды критянин Эпименид сказал: ''Все критяне лжецы!''.

Сам Эпименид критянин. Следовательно, он лжец!

Выходит, что лжец то он лжец, да сказал чистую правду, а раз он сказал правду, значит он не критянин, потому что все критяне - лжецы. Но Эпименид - критянин, и значит… и значит, мы так и будем крутиться по замкнутому кругу.

И не только мы. Так стоик Хризипп посвятил анализу этого парадокса три книги, философ Диодор Кронос умер от огорчения, убедившись в неудаче своих попыток решить этот проклятый софизм, а некий Филит Косский покончил жизнь самоубийством.

Отголоски этих страстей слышны и сегодня. В длинных университетских коридорах студенты, впервые вкусившие от древа формальной логики, тщетно пытаются разрешить первый попавшийся софизм. А он не решается.

У Вас, дорогие посетители нашего философского музея, сегодня есть шанс попробовать свои силы и оказаться в их шкуре. Рискните для начала разобраться в софизме о растерянном ''Брадобрее''.

В одном городе приезжего брадобрея, а по-нынешнему - парикмахера, попросили брить тех, кто не бреется сам.

Город был большой, роду много и пока брадобрей работал, у него самого отросла приличная борода.

Вопрос: ''Должен ли брадобрей брить самого себя, если по условию он должен брить тех, кто не бреется сам?''

К слову сказать, в известной передаче ''Что? Где? Когда?'' наши любимые знатоки испытали большое затруднение, столкнувшись с этим древним парадоксом.

Может быть, Вы окажетесь удачливее.

Чаша Сократа

От весёлых рогов софистов перейдём сегодня к одой из самых грустных достопримечательностей нашей коллекции. Перед Вами чаша с изображением бога смерти Танатоса. Осторожнее, видите след на внутренней стенке. Это - цикута, смертельный яд из болиголова - болотной травы, от которой погибали и животные, и люди. Чашу эту суждено было выпить тому, кого потомки назовут ''воплощённой философией'', сыну каменотёса и повитухи из Афин легендарному Сократу.

Закроем глаза и представим - в Афинах идёт суд. Афиняне так любят судиться, что за это над ними подшучивает вся Греция. Но сегодня суд получился особенный. Судят философа Сократа. Народу собралось больше обычного и каждый кричит своё.

- ''Сократ - враг народа. Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти: всюду, где можно, мы выбираем начальников по жребию. И понятно для чего - чтобы все были равны. А Сократ говорит, что это смешно - так же смешно, как выбирать кормчего на корабле по жребию, а не по знанию и опыту''.

- ''Сократ - друг народа. Изберите кормчего по жребию и вы увидите, куда он заведёт государственный корабль''.

Всё это слышит подсудимый. Седой и босой семидесятилетний старец в простой одежде он сидит перед судьями. Сократа не назовёшь красавцем, скорее наоборот. Скуластый, со вздёрнутым курносым носом, толстыми губами, выпученными как у рыбы глазами и огромным шишковатым лбом. Философ улыбается. Сейчас на суде он вспоминает, что за долгую и нелёгкую жизнь часто слышал о себе подобные разговоры. Их было так много, что не сразу отличишь, где настоящий Сократ, а где придуманный.

- ''Кто этот человек?''

- ''Его зовут Сократ и весь свет знает его. Но с тех пор, как он забросил резец каменотёса, его можно найти везде в Афинах. В особенности там, где ведётся диспут''.

- ''Да, Сократ - ужас для специалистов по мудрости, для софистов, ибо никто из них не устоит против него в споре''.

- ''Но и этого ему мало. Он болтает со всяким о добродетели и советует познать самого себя, прежде чем судить о других''.

- ''Может быть он один из тех торговцев мудростью, которые заманивают к себе богатую молодёжь, обещая ей всякие знания и красноречие?!''

- ''Нет, Сократ за свою мудрость никогда не брал ни обола. Его ученик Аристипп стал брать деньги за свои уроки и посылал часть учителю. Но Сократ отправил деньги обратно Аристиппу''.

- ''Наверное ваш философ богат и независим, если он так легко расстаётся с деньгами?''

- ''Ничуть не бывало. Ему частенько приходится туго. Дома у него сидит сварливая жена Ксантиппа и трое детей, которым едва хватает на кусок хлеба. Да и сам Сократ всегда пользуется лишь необходимым''.

- ''Это у него привычка с войны. На Пелопонессе он участвовал в трёх сражениях и спас жизнь своему другу, упавшему с коня''.

- ''Но чего же хочет этот странный человек? Не принадлежит ли он к числу глупых болтунов или помешанных, которых полным полно в Афинах?''

- ''Здесь ты ошибаешься. Все удивляются ясной, твёрдой и разумной речи''.

- ''А, значит, он знает что-то необыкновенное, но скрывает?''

- '' И тут ты не прав. Сократ повторяет каждому лишь одно: ''Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого''.

Тем временем шум толпы стихает. Начинают говорить обвинители. Их трое: молодой, мало кому известный поэт, абсолютно равнодушный к существу обвинения, но желающий прославиться любой ценой, влиятельный афинянин, вдохновитель и организатор судилища, и, наконец, оратор, до этого погружённый в сонную дрёму старец.

Обвинения стары как мир - Сократ портит нравы юношества и вместо общепризнанных богов поклоняется каким-то новым.

С присущим ему искусством философ спокойно отводит предъявленные ему обвинения. Уж что-что, а это он умеет делать. От аргументов лже - обвинителей ни остаётся камня на камне.

Как видно судьи тоже не принимают всерьёз обвинений, предъявленных мудрецу. Посовещавшись, они все-таки признают Сократа виновным, но лишь малым перевесом голосов. По Афинским законам остаётся проголосовать за меру наказания. Обвинители свою меру уже предложили: ''Смертная казнь''. Друзья советует Сократу предложить со своей стороны небольшой, но достаточный штраф. Наверняка он этим и отделается.

Все затаив дыхание ждут, что же скажет Сократ.

''Граждане афиняне! Эти люди требуют для меня смерти. Пусть так. А что, афиняне, назначил бы я себе сам? Что по заслугам надо сделать со мной, или какой штраф должен я уплатить за то, что я сознательно всю свою жизнь не давал себе покоя и пренебрёг всем тем, о чём заботится большинство, - корыстью, домашними делами, военными чинами, участием в Народном собрании, в заговорах, в восстаниях, какие бывают в нашем городе - ибо считал себя слишком порядочным, чтобы уцелеть, участвуя во всём этом.

Итак, чего же я заслуживаю, за то, что я такой? Чего-нибудь хорошего, афиняне, если уж в самом деле воздавать по заслугам, и притом такого, что мне пришлось бы кстати. Что же кстати человеку, заслуженному, но бедному, который нуждается в досуге для вашего же назидания?

Для подобного человека, афиняне, нет ничего более подходящего, как обед, хороший сытный вкусный обед.''

Показалось, что море вышло из берегов и затопило город - такой поднялся шум. ''Да он издевается над нами'', - кричала толпа. ''Смерть ему!!'' Судьи, забыв о том что они являются блюстителями закона и поддавшись общему настроению, голосуют и назначают Сократу смертную казнь.

Среди этой бушующей толпы один философ был спокоен. Он тихо сказал, что природа обрекла его, как и всех людей, на смерть. Смерть же есть благо. Она даёт возможность ничего не чувствовать. После смерти можно будет встретиться со славными философами и мудрецами прошлого и побеседовать с ними. Если, конечно, они захотят.

Исполняя решение суда, стражники проводили Сократа в тюрьму. Его казнили не сразу. Был праздничный месяц. Все казни откладывались до его окончания.

Вот и жил Сократ в тюрьме ещё много дней, ожидая неминуемой смерти. Друзья предлагали ему бежать, говорили, что всё уже подготовлено, деньги кому надо заплачены. Однако, Сократ оставался непреклонен. Как покинет он родной город, в котором родился и вырос? А соотечественники? Разве простят они ему это трусливое бегство? И что скажут ученики и философы, которых Сократ учил добродетели?

Наконец наступил день казни. С философа сняли тяжёлые цепи. Он с удовольствием растирал затёкшие ноги. Рядом голосила жена. Сократ попросил увести несчастную, а сам стал мирно беседовать с друзьями. Никогда ещё он так обстоятельно и мудро не рассуждал о бессмертии души и о её путешествии в загробный мир.

Солнце клонилось к вечеру. Появился какой-то человек вместе с рабом. Раб держал в руках чашу со смертельным ядом. Сократ, не спеша, взял в руки чашу и выпил её до дна. Вокруг зарыдали друзья. ''Стыдно'', - сказал Сократ: ''Умирать надо в благоговейном молчании''.

Смертельный холодок начал подбираться к сердцу. Сократ неожиданно выдохнул: ''Мы остались должны Асклепию [Эскулапу - богу врачевания] петуха. Отдайте''. ''Непременно'', - сказали друзья: ''Не хочешь ли ещё чего-нибудь сказать?'' Но ответа уже не последовало.

Как часто бывает в истории справедливость всё-таки торжествует, но с опозданием. Афиняне скоро одумались, с позором изгнали из города обвинителей Сократа, лишили их огня и воды, так что тем не оставалось ничего другого, как повеситься. Да и потомкам тоже очень хотелось, чтобы возмездие торжествовало. Возникла легенда о том, как главного обвинителя мудреца, того знатного афинянина, побили камнями и он умер в страшных мучениях.

И нам сегодня очень хочется, чтобы обвинители Сократа получили по заслугам, и, чтобы сам Сократ остался жив. Становясь вольно или невольно участниками его вечных диалогов, мы чувствуем, что великий мудрец поворачивает наши глаза зрачками в душу, задумываемся над тем, добродетельно ли мы живём и у нас в ушах начинают звучать последние слова Сократа:

''Уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому не ведомо, кроме Бога.''.

Размещено на сайте http://nlplife.ru/ . При публикации статьи ссылка обязательна.


Комментарии




Нет комментариев






Новое сообщение

Имя*:
 
* Поля обязательные к заполнению





Посетите наш интернет магазин!

ПЛАТНЫЕ и БЕСПЛАТНЫЕ
АУДИОКНИГИ и другие
полезные материалы


 "Мастер знакомств" - путь к безотказным знакомствам
Знакомьтесь легко с нужными вам людьми!

Новости

Мужчины в первую очередь ценят в женщинах:
  Внешние данные 
  45.64%  (335)
  Личностные качества 
  24.39%  (179)
  Согласие на секс 
  16.89%  (124)
  Ум 
  9.67%  (71)
  Деловые качества 
  3.41%  (25)
Всего проголосовало: 734
Другие опросы

Работает на: Amiro CMS