Политкорректно и правильно говорить, что нет. С другой стороны, на бытовом уровне, если не закрывать глаза, то создаётся ощущение, что есть. Наука утверждает: национальность и преступность не связаны между собой. Согласен, нельзя называть нацию – преступной. Но есть криминологический термин – этническая преступность. Можно ли сказать: у преступности есть этничность? Сказать можно что угодно, с обоснованием сложнее. Тут важна точность и объективность. Главное, как сформулировать ответ, чтобы не скатиться до обвинений тех, «кто не наш» во всех смертных грехах по этому единственному признаку – не наш.
Национальность - принадлежность индивида к определённой этнической группе, общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.
Преступность - это исторически изменчивое и обусловленное уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых в определённое время и на конкретной территории.
Может ли быть у явления (преступности) национальность? В рамках точных определений – вопрос абсурдный.
Утверждение «у преступности нет национальности» можно понять ещё так: за совершённое преступление преступник должен нести одинаковое наказание, в независимости от его национальности. И, следовательно, в независимости от национальных традиций, обычаев, законов. Например, рассказы о том, что у «джигитов горячая кровь», поэтому девушка сама виновата, что надела короткую юбку и ходит в темное время суток по Москве без сопровождения, в цивилизованном законопослушном обществе должны, как минимум, вызывать удивление. Это не может быть оправданием сексуального домогательства. Закон не интересует у кого какая кровь, какие обычаи, желания, мораль и т.п., следовательно, эти обстоятельства не должны учитывать и те, кто закон обязан применять – представители правоохранительных органов. Так должно быть. А так есть?
Ещё вопрос. Правда ли, что одни и те же преступления с одинаковой регулярностью совершаются преступниками разной национальности, или есть некоторые составы преступлений (либо квалифицирующие признаки, мотивы), более часто совершаемые лицами определённых этносов?
Например, мотив кровной мести при совершении убийств одинаково имеет место у шведов и представителей этносов Северного Кавказа? Ответ очевиден.
Отсюда можно сделать вывод, что у этнической преступности есть свои особенности, определяемые традициями, неписаными нормами, принятыми в том или ином этносе. И что? Просто надо учитывать данные обстоятельства для организации эффективной борьбы с любыми нарушениями закона.
Государство ставит закон выше любых традиций, если они вступают в противоречие с правовыми нормами. Те граждане России, которые ввиду своей национальной идентичности решают соблюдать порядки, противоречащие уголовному кодексу РФ, называются – преступники. То есть преступившими закон, какими бы одобряемыми в этносе обычаями они не руководствовались.
Если такие граждане объединяются по национальному признаку, чтобы совершать преступления, то их объединение и деятельность называется - организованная этническая преступность.
Этническая преступность - противозаконная деятельность, совершаемая лицами, объединёнными по национальному признаку.
Наличие этнических преступных группировок в настоящее время не отрицается криминологами, практическими работниками органов внутренних дел. В связи с этим поднимается вопрос об организации специальных подразделений для борьбы с этим видом организованной преступности. Напомню, что в 90-х годах в РУБОПе существовали отделы, которые разрабатывали граждан определённых этнических групп, объединившихся с целью совершения преступлений. Определённый эффект был, хочется надеяться, что и будет.
Это не борьба с лицами определённой национальности, это защита интересов законопослушных граждан от преступников, объединившихся по этническому признаку. При этом нельзя отрицать факт, что обычаи этноса не всегда могут совпадать с принятыми в обществе неписаными законами, а также с нормами, изложенными в уголовном кодексе. Насколько данное обстоятельство влияет на принятие решения, как себя вести конкретному человеку – решать самому человеку, а вот из чего он будет исходить, чем руководствоваться: законом, правилами, обычаями, как их интерпретировать – вопрос открытый.
Говорят, что у преступности нет национальности, а у преступника есть. Никому не будет интересна национальность этого преступника, если государство чётко станет соблюдать принцип – закон для всех, а граждане будут уверены: справедливое наказание постигнет каждого, кто совершил преступление, независимо от его национальности.