Почему люди смеются? Кто первый начал?
Автор: Виталий Пичугин Источник: http://www.nlplife.ru/
Обезьяны умеют проявлять эмоции, очень похожие на человеческий смех, но это реакция на визуальные или тактильные раздражители. Некоторые исследователи юмора полагают, что нет смысла искать его истоки в биологии. Многие считают, что присущая человекообразным обезьянам игривость является предпосылкой зарождения юмора, а главным условием должно быть понимание обезьянами знаковой коммуникации людей. Представьте обезьяну, изучившую человеческую речь, она от этого обязательно должна сойти с ума и стать человеком. Но это лишь догадки и предположения. Только люди умеют находить смешное, улавливая смысл, например, анекдота, афоризма, шутки. Может быть, мы стали разумными, когда научились смеяться?
Когда и как появился юмор у людей?
Чувство юмора - способность человека понимать и выражать юмор, подмечать в разных ситуациях комичные стороны и эмоционально на них откликаться. Данная способность определяется культурными условиями, а также уровнем интеллектуального развития человека.
Определение чувства юмора понятно, наверное, полезно разобрать, что мы понимаем под юмором вообще? Есть несколько определений.
"Юмор — разновидность развлечения и одна из форм человеческого общения, доставляющая радость и вызывающая потребность смеяться". (Википедия).
Юмор - от лат. humour- влага, влажность, жидкость. Происхождение этого слова пошло от средневековой медицины о соках человека, древние Греки утверждали, что соединение жидкостей, известных как "юмор" управляло эмоциями и здоровьем человека.
ЮМОРЪ м. англ. веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.” (Даль)
ЮМОР (английское humour), особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от "разрушительного смеха" сатиры и "смеха превосходства" (в том числе иронии), в юморе под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание "чудака", что обеспечивает юмору более целостное отражение существа явления. Личностная (субъективная) и "двуликая" природа юмора объясняет его становление в эпоху Позднего Возрождения и дальнейшее освоение и осмысление в эпоху романтизма. Классические образцы юмора - у Сервантеса, Л. Стерна, Ч. Диккенса, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова. (Современный энциклопедический словарь)
ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чём-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. II прил. юмористический, -ая, -ое.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов)
Как видим, из определений, юмор, присущее человеку чувство, которое может быть выражено с помощью эмоций, воспринято при наличии достаточного уровня интеллектуального развития, обусловлено культурными условиями и имеет много классификаций, может быть развлечением, выражением отношения, проявлением личностных особенностей, являться потребностью.
Можно сделать предположение, что юмор появился у первобытных людей как реакция расслабления, сменяющая напряжение, либо обесценивающая запрет, табу. Древние праздничные обряды моделировали поведение животных, жизненные ситуации, например, охоту, борьбу с дикими животными, защиту от нападения враждебного племени. Изображение врага утрированно, унизительно, иронично, позволяло снять напряжение, страх перед опасностью. Демонстрировалось символическое поведение поверженного, человека или животного, что давало возможность диссоциированно посмотреть на опасную ситуацию. Многие этнологи называют это собирательным термином «символическая инверсия» (Babcock, 1978), культурологи - «антиповедением» (Лотман, Успенский, 1977; Успенский, 1985). Есть и другие названия – «пародия» (Фрейденберг, 1973), «карнавализация» (Бахтин, 1965). Но сущность их одинакова, во время праздников антиповедения строжайшие табу символически нарушались под всеобщий веселый смех (Абрамян, 1983). Г.Шурц сравнил такие обряды с клапанами для выпускания пара. Главная функция древних обрядов, состояла в разрядке психического напряжения, вызванного многими запретами, опасностями, трудностями, с которыми приходилось сталкиваться членам первобытного сообщества.
Древнее сознание не принимало отвлечённости, стремилось к конкретике и наглядному представлению событий и фактов. Любое запретное или неправильное поведение не могло быть просто запрещено, отвергнуто, оно должно было демонстрироваться символически, чтобы наглядно показать, чего делать не надо. Что создавало конфликт мотивов, с одной стороны табу на определённое поведение, с другой его демонстрация. Происходило растормаживание психической деятельности, что могло вызывать, радость, улыбку, смех. Сходство обрядов антиповедения у разных народов мира явно вызвано общими закономерностями человеческой психики (Фрейденберг, 1973; Иванов, 1977; Eco et al., 1984; Козинцев, 1998).
Более поздние ритуалы, например, такие как европейский карнавал (Бахтин, 1965), русская святочно-масленичная обрядность (Лотман, Успенский, 1977; Лихачев и др., 1983; Успенский, 1985), являются наследниками древних обрядов, но уже демонстрируют выраженное стремление к созданию атмосферы радости, праздника, смеха и веселья.
Кроме группового антиповедения, появилось - индивидуальное, оно демонстрировалось ритуальными клоунами, чья роль в традиционных обществах была противоречивой: они воспринимались и как шуты, и как сверхъестественные существа, а соответственно вызывали и смех, и страх (Willeford, 1969; Makarius, 1970). На Руси это были ряженные, как персонажи из неведомого и пугающего мира, с другой стороны вызывающие смех, а также интерес. Яркими представителями модели антиповедения служили трикстеры - (англ. trickster — обманщик, ловкач) в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Подобно ритуалам антиповедения, эти мифы были сильнейшими смеховыми стимулами и также могут рассматриваться в качестве наиболее глубоких корней юмора (Radin et al., 1956; Мелетинский, 1976; Belmonte, 1989).
Ф. Ницше определил юмор, как – лекарство от жизни. В этом определении отголоски древних обрядов, которые были направлены на то, чтобы примерить восприятие трудностей и опасностей с невозможностью их избежать. Когда в ритуальном изображении лев раздирает человека, и это воспринимается, как игра, а не что-то ужасное, сознание подготавливается к спокойному восприятию реальности такой ситуации, что является своеобразным лекарством от тяжёлой жизни.
Таким образом, отвечая на вопрос, как и когда появился юмор, можно предположить, что у людей разумных, которым присуще достаточно развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, как реакция на объективные трудности и опасности жизни, как форма психологической защиты появился юмор. Первыми начали смеяться те, кто очень хотел выжить, поэтому понял, кроме силы, опыта, благоприятных погодных условий, необходимо правильное восприятие и реагирование на постоянно поджидающую опасность. Эта опасность объективна, вне человеческой власти, и остаётся одно – придумать «лекарство» от тяжёлой жизни. Если нельзя изменить мир, то необходимо менять отношение к нему, представлять его смешным, в неприятностях находить радость, так и появился юмор.
Юморология или как стать интересным человеком
При копировании ссылка на сайт http://nlplife.ru/ обязательна.
Скачать БЕСПЛАТНО "Мастер знакомств" (Электронная книга. О том, как познакомиться).
Если статья понравилась, разместите её на своём сайте, блоге, с обязательной ссылкой на сайт http://nlplife.ru/
Нравится
|