Анонс тренингов: В данном разделе новостей нет.
— Если от тебя ушла жена, запомни, как ты этого достиг.
О себе
Психологические тренинги
Тренинги НЛП
Бизнес тренинги
РАСПИСАНИЕ И ЦЕНЫ
Книги
Обратная связь
Контакты

 


ФОТО С ТРЕНИНГОВ

НАШИ РАССЫЛКИ

 Новости, Aфоризмы, Метафоры
Анекдоты, Вебинары и т.д.

 Посмотрите и выберете те, что нравятся Вам.
Новые статьи
  • Стены и мосты

    Есть знакомая пара. 
    Я их знаю много лет. Всю молодость они искали себя.

  • Равенство без признаков адекватности
    Мужчины и женщины равны! 
    И не спорьте, так написано в Конституции, и любая феминистка зубами загрызёт мужика, назвавшего женщину слабой. 

  • Сыноводство
    Чтобы не мучиться «свиноводством» - это когда из сына уже вырос свин -  полезно заниматься «сыноводством», 
    пока есть шанс воспитать из маленького мальчика достойного мужчину. 


  • Делай только то, что хочешь
    Многие психологи хором советуют – делай только то, что хочешь! 
    Никогда не пел в хоре, и сейчас спою от себя. 

  • «Сильная женщина» - понятие-пустышка
    Нет никаких чётких формулировок, что такое «сильная женщина». 
    Точнее, каждый подразумевает что-то своё, можно вкладывать любой смысл, который хочется. 

  • Пять неверных, но полезных мыслей

    Пользу можно находить почти во всём. Множество идей и рассуждений  ложны, но, как ни странно, могут быть полезны. 
    Рассмотрим пять популярных утверждений. 


Все статьи,
размещённые на сайте


Просто хорошая жизнь

Жизнь без страха - это
другая жизнь!








Rambler's Top100
 

Что говорили великие мыслители о юморе?

Автор: Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/ 

 Что говорили великие мыслители о юморе?


Почему люди смеются?

 

Если какое-то явление существует, то люди, рано или поздно, стараются его объяснить.
С развитием цивилизации стали задумываться – почему люди смеются? Первыми, кто задался этим вопросом, были философы.

 

Думаю, одним из первых, кто задумался о смысле смеха, юмора, был Сократ. Но он сам не оставил после себя письменных источников. Мы можем судить о жизни, убеждениях этого человека по произведениям Платона «Апология Сократа» (перевод М. С. Соловьёва 1903 г.) или Ксенофонта  (Пер. Г. А. Янчевецкого). Последний, будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.

Спорить с Сократом было очень трудно, поскольку он, кроме чёткой логики и аргументации, применял метафоры, сравнения, использовал своё чувство юмора.

 

Так, например, когда был вынесен смертный приговор, в последней части Платоновской апологии Сократ утешает друзей:
«Присутствовавший при этом горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор сказал: — Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорён к смертной казни несправедливо. Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал: — А тебе, дорогой мой Аполлодор, приятнее было бы видеть, что я приговорён справедливо, чем несправедливо? — И при этом он улыбнулся».

 

Нет прямых указаний на то, что Сократ исследовал юмор, но, судя по его речам, он без него не обходился, просто хорошо сочетал с мудростью. 

 

Вот некоторые его знаменитые афоризмы и высказывания, дошедшие до наших дней.
«Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая – философом». Тот самый Мюнхгаузен, в изложении Григория Горина, добавил – «вот теперь и не знаю, что лучше».

«Женишься или не женишься - все равно раскаешься».

«Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь».

«Когда слово не бьет, то и палка не поможет».

«Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину».

«Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?"

«Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает».

«Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого». Говорят, что это не полное высказывание, потерялась важная часть – «но я стремлюсь к знаниям».

 

Платон (настоящее имя Аристокл), ученик Сократа, оставил свои письменные рассуждения о причине возникновения смешного. В трактате «Республика» Платон высказывал мысль, что смеяться можно только над чем-либо плохим: «пустой человек тот, кто считает смешным не дурное, а что-либо иное; и когда он пытается что-либо осмеять, он усматривает проявление смешного не в глупости и пороке, а в чем-то другом, а когда он усердствует в стремлении к прекрасному, он опять-таки ставит себе целью не благо, а что-то иное». Далее, в «Филебусе» Платон высказывается о порочности смеющегося человека, как возомнившего себя более богатым, умным, красивым, смех которого основан на зависти, злобе, радости неудачам других людей.

 

Великий философ подметил только одну сторону смеха – разрушительную и неблаговидную, особо глубоко не вдаваясь в разностороннее исследование его природы. Наверное, поэтому его изречения мудры и серьёзны, однако, от этого не менее остроумны. Вот самые знаменитые из них.

 

«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности».

«Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают».

«Надежды - сны бодрствующих».

«Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей».

«Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь».

«Сколько рабов, столько врагов».

«Сократ мне друг, но истина мне ближе».

«Хорошее начало - половина дела».


Более глубоко озаботился изучением вопроса Аристотель в своей знаменитой работе «Риторика», он выделил две основные черты комичного: «Смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное». В контексте просвещённого философского спора Аристотель рассматривал шутки, как форму образованного высокомерия, однако допускал, что использование юмора может быть полезно в определённых количествах. Изречения Аристотеля.

«Привычка находить во всем только смешную сторону — самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности».

«Серьезное разрушается смехом, смех — серьезным».

«Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела».

«Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых».

«Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание».

«Друг — это одна душа, живущая в двух телах».

«Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие».

«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

«Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым».

«Мудрость — это самая точная из наук».

«Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

«О, друзья мои! Нет на свете друзей!»

 

Платон и Аристотель первыми отметили, что смех позволяет выразить своё превосходство над окружающими людьми.
Высмеять - значит показать нелепость поведения или утверждения, а также некомпетентность человека.

 

Великий оратор Рима Марк Фабий Квинтилиан, тоже пришёл к выводу, что: «От смеха недалеко до высмеивания». Речи оратора содержат юмор, как инструмент доказательства своей правоты, показывая смешными и нелепыми посылки и утверждения соперника. Вот его самые знаменитые высказывания.

«Лжец должен обладать хорошей памятью».

«То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью».

«Уничтожить деньги — уничтожить войны».

«Лучше отказаться от острого словца, чем от друга».

 

По мере развития научного знания, интерес к юмору всё возрастал, особо активные исследования были продолжены немецкими и английскими философами.

 

Иммануил Кант  в «Критике чистого разума» выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания, дает подробную критику замыслов предшествующей метафизики, создаёт свою знаменитую систему "критической философии", но не забывает точно сформулировать причину смеха. По его мнению, смех является эмоцией, возникающей из неожиданного превращения напряженного ожидания в ничто. Что такое «ничто», в его понимании, Кант не рассказал, но по-русски это можно назвать нелепицей, неожиданным и абсурдным окончанием. По этому принципу построено много анекдотов, шуток, афоризмов. Мы ожидаем вполне определённого продолжения, а оно, внезапно, оказывается другим.

 

Несколько примеров создания смешного таким способом.

 

Джентльмен никогда не вызовет другого джентльмена на дуэль…, если его можно просто пристрелить.

Раньше я курил, пил, использовал ненормативную лексику без всякой причины. С тех пор, как я работаю здесь…, у меня появилась веская причина.

 

Иммануил Кант оставил после себя много остроумных высказываний, вот некоторые самые известные и популярные.

 

«Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире».

«Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все».

«Детей, особенно девочек, нужно в раннем возрасте приучать к непринужденному смеху, ибо веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире и вырабатывает расположение к веселости, приветливости и благосклонности ко всем».

«Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины - сказать, что она безобразна».

«Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды».

«Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному».

«Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».

«Смех - дело мужское, слезы – женское».

 

Английский философ Томас Гоббс в работе «О гражданине» излагает свой взгляд на природу людей: «Естественным состоянием людей, до того как они объединились в общество, была война, и не простая война, а война всех против всех», «… люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям, они, однако, не являются злыми по природе». По Гоббсу человек всегда находится в борьбе за власть, и смех является выражением чувства превосходства над окружающими, реакцией на внезапную победу. В книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»  Гоббс пишет: «Смех.  Внезапная слава есть страсть, производящая те гримасы, которые называются  смехом. Она вызывается у людей или каким-нибудь их   собственным   неожиданным  действием,   которое   им  понравилось,  или восприятием какого-либо недостатка  или уродства у другого,  по сравнению с чем  они  сами  неожиданно возвышаются  в  собственных  глазах». 

 

Мудрые мысли Т. Гоббс умел излагать не без доли изящного юмора, приведу некоторые из них.

«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались».

«Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим».

«Красота - это обещание счастья».

«Слова — это игральные фишки умных людей и деньги дураков».

«Любовь к соседу - нечто другое, чем любовь к соседке».

«Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет».

 

Герберт Спенсер, в работе «Опыты научные, политические и философские», во втором томе исследует физиологию смеха и пишет: «Не одно только чувство смешного вызывает смех и не одни только разнообразные формы радостных эмоций служат причинами к его возбуждению. Кроме такого смеха, бывает еще смех сардонический и смех истерический, которые являются следствием тяжелого умственного состояния; к ним надо прибавить еще известные ощущения, например щекотливость и, согласно Бэну, дрожь от холода и некоторые острые боли». Спенсер указывает на то, что и неприятные чувства могут вызывать смех, используя универсальный механизм – накопление излишка нервной энергии, и выход её через напряжение (расслабление) мышц.

 

Не обошёл вниманием вопросы юмора и Артур Шопенгауэр, его понимание возникновения смеха близка к Аристотелевскому. Если понятие (представление о ситуации) не совпадает с реальностью, то возникает смех. Шопенгауэр не столько изучал юмор, сколько был его почитателем. Он сам оставил человечеству огромное количество остроумных афоризмов, высказываний, которые не только мудры, но и вызывают улыбку. Произведение «Афоризмы житейской мудрости» наглядный тому пример.

 

Самые известные из них.

«Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг».

«Час ребенка длиннее, чем день старика».

«С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое».

«Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

«Всякий сброд до жалости общителен».

«Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар».

«К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых».

«Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести».

«Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат».

«Оскорбление - это клевета в сокращенном виде».

«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно».

«Самостоятельность суждений — привилегия немногих; остальными руководят авторитет и пример».

«То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей».

«Чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди».

 

З. Фрейд определил юмор, как «средство получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты. Он подавляет развитие аффекта, занимает его место». Тут присутствует идея замещения смешным тяжёлых для психики человека переживаний. Можно предположить, что такая функция у смеха есть, но вряд ли можно назвать это причиной его возникновения. Но точно можно утверждать, что без хорошего чувства юмора самому Фрейду вряд ли удалось внести свой весомый вклад в развитие человеческой мысли.

 

Вот несколько его знаменитых высказываний.

«Остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом».

«Шутка делает возможным удовлетворение похотливого или враждебного инстинкта, несмотря на препятствие на своем пути».

«Юморист достигает превосходства потому, что входит в роль взрослого, до некоторой степени как бы отождествляется себя с отцом и принимает других людей за детей».

«Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира».

«Признание проблемы – половина успеха в ее разрешении».

«Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими».

«Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством».

 

После Фрейда исследователи развивали идеи, так или иначе высказанные со времён Платона. В настоящее время существует много теорий юмора и происхождения смешного. Каждая из них не является оптимальной, описывающей все аспекты и тонкости возникновения, развития, сущности юмора. Многие писатели, психологи, философы, социологи, педагоги 19 – 20 века высказывались по этой проблематике, приведу мнения лишь некоторых их них.

 

Видный этолог Конрад Лоренц считал, что смех представляет собой разновидность агрессивного поведения. Вместо того, чтобы атаковать противника, мы высмеиваем его, снижаем свою агрессивность таким мягким способом. Достоевский считал, что в основе замены агрессивности юмором, иронией лежит неосознаваемое субъектом чувство сострадания. По Чернышевскому, комическое пробуждает в нас чувство собственного достоинства. Относясь иронически к какой-нибудь ситуации или человеку, мы тем самым демонстрируем себе и другим своё превосходство, неуязвимость. Нейрофизиолог П.В. Симонов считает, что юмор нельзя свести к какому-нибудь одному, всё определяющему фактору – агрессивности, чувству собственного достоинства, сострадания и т.п. В чувстве юмора, по выводам многих авторов, неизбежно присутствует потребность экономии сил.

 

Смешно всё избыточное, нерациональное, отжившее. Смешные анекдоты состоят как минимум из двух частей. Вначале у слушателя формируется ложный прогноз, а затем ему преподносится неожиданная концовка. Рассогласование между ожидаемым и действительным завершением  истории порождает тот эффект, который приводит к усмешке или гомерическому хохоту.
Смех часто возникает непроизвольно, что, очевидно, связано с подсознанием, с освоенным опытом, в сопоставлении с которым многое новое и непривычное  кажется достойным осмеяния или иронии. Смех вызывает смена контекста, в котором происходят события. Серьёзные переживания в одном контексте будут смешными в другом. 

 

Почему же люди смеются? Очевидно, что хочется. А какие причины, что скрывается под этим «хочется»? Итак, приведу весь список, почему и для чего:
1. Эмоциональная разрядка.
2. Избавление от страха.
3. Смех, как «лекарство от жизни» Ф. Ницше.
4. Чтобы показать превосходство.
5. Чтобы выразить агрессию.
6. Чтобы получить удовольствие.
7. Чтобы расслабиться.
8. Чтобы переключиться с негатива, избавиться от негативных эмоций.
9. Без видимой, осознаваемой причины, непроизвольно.
10. Чтобы привлечь внимание.
11. Чтобы защититься от агрессии.
12. Чтобы легче пережить неприятную ситуацию.
13. Чтобы создать нужную атмосферу общения.
14. Потому что привык находить смешное.


Если попробовать обобщить все причины, почему люди смеются, то можно сформулировать с помощью шутки: потому что умеют это делать по поводу и без всякого повода, причинно и без причины. Иногда сообщают, признаком чего смех является, но смеяться не перестанут никогда. Как сказал  Зиновий Паперный: «Некоторые думают, что смех помогает нам жить и работать. Это они путают смех с песней, которая действительно «нам строить и жить помогает». Смех же помогает нам не жить и работать, а выжить, несмотря на все то, что мешает нам работать и жить. Таким образом, мы приходим к формуле смеха, к его жизнеутверждающему девизу: «Да здравствует все то, благодаря чему мы несмотря ни на что!»

 

Ссылка на сайт http://www.nlplife.ru/ обязательна.

 

 

Тренинг эмоциональной привлекательности

 

Тренинг "Как влюбить в себя любого(любую)".

 

Мастер знакомств 

 

Юморология или как стать интересным человеком?

 

Как избавиться от страха? Тренинг "Убираем страх за раз".




Комментарии




Нет комментариев






Новое сообщение

Имя*:
 
* Поля обязательные к заполнению



Посетите наш интернет магазин!

ПЛАТНЫЕ и БЕСПЛАТНЫЕ
АУДИОКНИГИ и другие
полезные материалы


 "Мастер знакомств" - путь к безотказным знакомствам
Знакомьтесь легко с нужными вам людьми!

Новости

Мужчины в первую очередь ценят в женщинах:
  Внешние данные 
  45.64%  (335)
  Личностные качества 
  24.39%  (179)
  Согласие на секс 
  16.89%  (124)
  Ум 
  9.67%  (71)
  Деловые качества 
  3.41%  (25)
Всего проголосовало: 734
Другие опросы

Работает на: Amiro CMS