Врожденные формы психики и поведения
Без точного знания
того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов
его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать
полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее
основе обучение и воспитание.
Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они
обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают
его, способствуют приобретению человеческих психологических и
поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного
существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых
начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора
десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет
вести независимый, самостоятельный образ жизни. Но и современному
взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться
как человек, нужна постоянная поддержка со стороны других людей, общение
и взаимодействие с ними. Без этого он быстро деградировал бы как
личность.
Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом
практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных
способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и
быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения,
например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по
генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том
числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с
первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних
стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих
движений. При рождении у младенца имеются ощущения всех элементарные
формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его
дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют
собой генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из
которых непосредственно или при незначительной прижизненной модификации
строятся более сложные познавательные структуры. В число таких базовых
элементов восприятия можно включить, например, механизмы зрительного,
слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их
сличения, локализации в пространстве, сохранения в памяти, обработки
следов их воздействий.
Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен
различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и
важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу
после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение,
движения и слух.
В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к
рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо
предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности,
совершает общие не координированные движения руками, ногами и головой. У
него имеется также способность зрительного слежения за движущимися
объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые
дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из
которого льется дневной свет.
Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно
предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень
сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом
головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и
физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых
людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.
Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих
самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией
пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных
процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные,
ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других
рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни
ребенка.
Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только
основные органы чувств, но и головной мозг.
Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного
почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще
незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма
ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение
нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в
школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием
множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые
получает ребенок от окружающей среды.
Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с
момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно
зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ
на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени
мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.
Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы
психики и поведения, но и процесс естественного развития организма.
Особое значение в первые месяцы жизни имеет развитие движений.
|