Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения воли нет. Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей. Особая форма активности возникла в трудовом действии. Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей). Функции воли: 1) интеграция - внутренняя функция (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулирование - внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер). Из всех психических явлений "произвольными" могут быть внимание и память. Общий источник воли - потребности человека. Структура волевого акта: 1. Возникновение побуждения и постановка цели. 2. Борьба мотивов, проблема выбора. 3. Принятие решения. 4. Выполнение действия. Волевые действия бывают: 1) Простые: - постановка цели - исполнение 2) Сложные: - осознание цели - смутное влечение, желание, мотив; - планирование - намечение пути и средства - исполнение - связано с преодолением препятствия Развите воли в онтогенезе. Детство - больше непроизвольной деятельности, волевое усилие не развито. Школа - умение блокировать мышечную деятельность на уроке. Пубертат - подражание, ставят цели, но волевых усилий не хватает. Юношество - самостоятельная постановка целей и осознание усилий, которые нужны для преодоления препятствий. Волевые качества личности: целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность (собственная инициатива) и т.д. Методы исследования: 1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу. 2. Методика Розенбат, Мариной: максимальная сила руки, потом удерживать на 1/3 больше - сколько сможет. 3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек - в произвольной форме, 15 секунд - с максимальной скоростью. 4. Удержание ноги. 5. Устойчивость волевого усилия - устойчивость произвольного внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти из за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении? 6. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял. 7. Время задержки дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций. 8. Опросник Стамбуловой - изучение воли у подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка).