Проблема периодизации психического развития в детском возрасте
Пеpиодизация
психического развития в детском возрасте - это самая важная проблема
современной детской психологии. От возможных вариантов решения этой
проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать
наших детей. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась
практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому
не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.
Решить эту проблему, т.е. сформулировать принцип, по которому
можно было бы выделить периоды в детском развитии пытались многие
отечественные и зарубежные учёные. Наиболее уважаемыми психологами,
занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.В.Выготский и
П.П.Блонский. П.П.Блонский считал, что процессы психического развития
изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых
периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и
темпы развития. Чем благоприятнее условия , тем выше темпы развития. Он
считал, что детское развитие - это не процесс плавных преобразований, а
резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды.
Л.С. Выготский поддерживает точку зрения Блонского и считает, что
детское развитие - это постоянная смена критических и стабильных
периодов в детском развитии. В своё время их идеи не нашли должной
поддержки из-за того, что психологическая мысль была сосредоточена на
теории "факторов развития".
А.Н.Леонтьев и С.А.Рубенштейн нашли совершенно новый подход к
проблеме психического развития с позиции роли деятельности в этом
процессе. В связи с введением нового подхода возникла и новая
периодизация детского развития. Было установлено и нам это достаточно
легко понятно, что у человека всегда преобладает какой-либо один вид
деятельности. По главенствующим видам деятельности и были выделены
периоды; моменты смены одной деятельности на другую и являются
переходами от периода к периоду. Экспериментально была выявлена
зависимость психических процессов от мотивов и задач деятельности.
Важное значение имеет не только сама деятельность, но и предметы, на
которые эта деятельность направлена.
Другим важным вопросом, которым занимается психология на
протяжении нескольких последних десятилетий является вопрос о
соотношении между процессами умственного развития и процессами развития
личности. Этот вопрос является очень спорным и важным. Поэтому возникло
множество теорий. Дело в том, что эти процессы рассматривались отдельно
друг от друга; в результате чего сейчас вместо гармонического развития
ребенка мы имеем два независимых друг от друга процесса: воспитание и
обучение. Причиной такого ошибочного явления является натуpалистический
подход к психическому развитию ребенка. Из такого подхода вытекают
следующие заблуждения:
1 ребенок рассматривается изолированно от общества, общество для
него является только средой обитания.
2 психическое развитие рассматривается только как процесс
адаптации к среде обитания.
3 происходит деление всего окружающего мира на мир людей и мир
вещей.
Из этого же подхода родились две теории:
1 теория умственного развития (интеллектуального) развития. Её
основателем был Ж.Пиаже. Он выводил всякую последующую ступень развития
интеллекта непосредственно из предыдущей; причиной такого развития
являются внешними для психического процесса силы. Он считал, что
интеллект есть механизм адаптации, а его развитие есть развитие форм
адаптации к миру вещей.
2 теория личности (аффективно - потребностной сферы). Её
основателем был Зигмунд Фрейд. Для Фрейда и неофpейдистов механизмы
вытеснения цензуры, замещения и т.п. выступают как механизм адаптации
ребенка к миру людей.
Отказываться от такого натуралистического представления о
психическом развитии детей очень трудно из-за того, что у детей
действительно происходит деление действительности на два мира: мир людей
и мир вещей; но у них эти два мира взаимосвязаны. Понять, как ребенок
воспринимает мир вещей и мир людей, помогает идея "ролевой игры",
которая социальна по-своему содержанию. Ролевая игра не является чем-то
постоянным и вечным; она изменяется вместе с изменением положения
ребенка в обществе, и система "ребенок - вещь" преобразуется в систему
"ребенок - общественный предмет". Выработка способов действия с таким
предметом невозможна путём адаптации: отсюда следует, что овладение
способами действия с предметами приводит к пониманию взрослого, как
носителя общественных задач деятельности. Усвоение детьми этих задач,
мотивов и норм отношений осуществляется через воспроизведение или
моделирование отношений взрослых в собственной деятельности детей. Итог:
деятельность ребенка внутри системы "ребенок -общественный предмет" и
"ребенок -общественный взрослый” это единый процесс, в котором
формируется личность. Искусственное деление этого процесса на обучение и
воспитание приводит к тому, что один процесс преобладает, а другой
находится в подчинённом положении.
Для иллюстрации вышеизложенного обратимся к фактическим
материалам, накопленным в детской психологии за последние десятилетия.
На основе многих экспериментов и наблюдений можно выделить следующие
виды деятельности детей и расположить их в той последовательности, в
которой они становятся ведущими:
Непосредственно - эмоциональное общение
Предметно - манипулятивная деятельность Ролевая игра Учебная
деятельность Интимно-личное общение
Учебно-пpофессиональная деятельность
Все три эпохи: раннего детства, детства и подpостничества
подчинены одному принципу и состоят из закономерно связанных двух
периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при
возникновении несоответствия между опеpационно - техническими
возможностями ребенка и мотивами деятельности, на основе которых они
формировались.
На сегодняшний день, правильной признается гипотеза о
периодичности психического развития и построенная на её основе схема
периодизации. Эта гипотеза даёт возможность рассмотреть процесс
психического развития не как линейный, а как идущий по спирали; даёт
путь к изучению существующих между отдельными периодами функциональных
связей. По этой гипотезе деление психического развития происходит в
соответствии с внутренними законами, а не под влиянием внешних факторов.
Практическое значение заключается в необходимости перестройки
существующей системы дошкольного и школьного образования.
|